Magnolia2104
Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал...
Вот и закончила я читать это произведение. Замечательный роман, что тут скажешь!
Опубликую здесь отзывы, написанные для Книжного клуба.

Собственник Первая часть романа - это настоящий гимн собственности. Все пронизано духом богатства, владения, обладания и т.д. Все поступки героев зависят от того, принесут они им выгоду в будущем или же нет. Чувствам здесь места нет.
Практически все семейство Форсайтов обладает этим ощущением собственности. Именно поэтому они в целом мне были неприятны. Невозможно жить одной лишь выгодой, забывая при этом о родственных отношениях, дружбе, любви и прочих чувствах.
Самым симпатичным мне героем был старый Джолион. В нем каким-то образом сочетались так называемый "форсайтизм" и доброта, привязанность к близким, философское отношение к жизни.
Еще с этой точки зрения могу отметить Джун - за энергию, живость, непохожесть на остальных представителей семейства.
На общем фоне выделяются два персонажа, не имеющих прямого (т.е. кровного) отношения к Форсайтам. Это Ирэн и Босини. Скорее всего, меня сейчас закидают тапками, но оба они у меня вызывали скорее теплые чувства. Почему? Потому что они были другими - живыми, испытывающими эмоции, любящими и ценящими Красоту (кстати, сам автор упоминал о некоем противоборстве Собственности и Красоты).
Основным сюжетом данной части романа были отношения между Ирэн и Босини. Для современного человека эта не проблема не кажется такой вопиющей, как для героев романа. И все-таки я не могу согласиться с автором в том, что Сомс - положительный герой, а Ирэн - нет. Меня коробило отношение Сомса к Ирэн как к своей собственности, как к особо ценному экземпляру своей коллекции редкостей, которым можно гордиться. А как же чувства, тем более чувства взаимные? Опять же я вспоминаю слова Голсуорси из вступления. Он говорил, что причиной неприязни Ирэн к мужу было простое отсутствие влечения к мужу. Здесь напрашивается вопрос: почему она вышла за него замуж? Честно сказать, я не верю в самый простой и очевидный ответ на этот вопрос. Да, она была бедна, но я не заметила явных подтверждений тому, что она была расчетливой женщиной. Здесь могли быть и другие причины:
1) неприязнь мачехи и, следовательно, желание "сплавить" ее как можно быстрее и тем самым избавиться от трат на ее содержание
2) занудная настойчивость Сомса, которая заставила ему уступить.
Впрочем, это так и не ясно до конца.
Сомс же вызывал у меня жалость только в самой последней главе "Собственника", когда он, обуреваемый диаметрально противоположными мыслями, бродил по улице.
Еще можно отметить линию старый Джолион-молодой Джолион. Честно сказать, мне было приятно следить за примирением отца с сыном. Единственное, что немного коробило, так это мымль старого Джолиона, что ему всегда приходится выбирать между кем-то. Сначала это были Джун с сыном, теперь - Джун и другие внуки.
Подытоживая все сказанное, хочу сказать, что я рада, что я познакомилась с творчеством Голсуорси. Не могу не отметить чудесный язык. Это и тонкая ирония, которая нет-нет, да проскользнет в диалогах или словах автора, тем самым показывая его отношение к своим персонажам, и прекрасные описания. Я не большой ценитель описаний природы, но здесь они меня покорили. Автору удалось создать эффект присутствия - будь то прекрасным летним днем, будь то туманным лондонским вечером.

Интерлюдия Последнее лето Форсайта Эта небольшая часть саги рассказывает о последних днях старого Джолиона. Наверное, она запомнится мне больше всего – и потому, что в ней говорится о моем любимом герое, и потому, что она написана прекрасно. Это замечательное описание лета, я бы даже сказала, концентрированное описание. При прочтении создается ощущение присутствия там – в то время и в том месте.
Интерлюдия вся пронизана инстинктивным желанием жить – жить полной жизнью, счастливо, успеть как можно больше. Это и делает Джолион, встречаясь с прекрасной Ирэн, проводя все время с ней и наслаждаясь последними мгновениями жизни. Поэтому особенно грустно было читать про то, что в его-то возрасте радоваться жизни уже не положено.
Я долго думала, насколько искренна была Ирэн, общаясь с Джолионом и принимая его подарок. Мне кажется, что все-таки она была искренней. Я думаю, ей было приятно внимание Джолиона, ведь после своего поступка она стала практически парией. Вряд ли у нее было много друзей, поэтому общение вообще и возможность поговорить об умершем возлюбленном в частности было ей необходимо.
Это очень грустная и трогательная часть. Но, на мой взгляд, смерть Джолиона была такой, какой и должна была бы быть, - без боли, без мучений, на пике счастья.

В петле Название этой части вполне соответствует ее содержанию. Ситуация усугубляется, становится все сложнее найти выход из нее, да и вообще привычные герои – старое поколение Форсайтов – уходит, и на смену ему приходят новые герои со своими радостями и горестями.
Основная тема здесь, конечно же, развод. Бракоразводная система в Англии сейчас кажется мне очень сложной и запутанной. Если разбирать случай Сомса и Ирэн, то разумом я могу объяснить поступки Сомса – и то, что он 12 лет надеялся на восстановление семьи, и его желание повторно жениться, и его слежку за Ирэн. Но меня не покидает неприятное ощущение. Почему вдруг жениться решил он, а доказательства предоставлять должна она? Почему он не может поверить, что после Босини у нее никого не было? В общем, своеобразная дискриминация по половому признаку мне не понравилась, хотя я и могу ее объяснить.
Теперь поговорю о парах.
Сомс и Аннет. Конечно, она больше подходит ему. Она проще, неискушеннее, не такая тонкая натура, как Ирэн. Она хочет жить хорошо, поэтому на первый взгляд Сомс – идеальный муж для нее. Но, честно сказать, я не особенно верю в этот брак. Во-первых, у них очень большая разница в возрасте. Вряд ли Аннет будет противиться чувствам мужа, но вряд ли она будет в полной мере счастлива с ним. Во-вторых, есть некоторые фразы, признаки (вроде разговора про разницу в возрасте у родителей Сомса или странной реакции девушки на поцелуй Сомса еще до брака), которые немного смущают. То ли сказывается разница в положении, то ли неопытность Аннет. Впрочем, посмотрим, что будет дальше.
Джолион и Ирэн. Вот эта пара мне нравится гораздо больше. Я думаю, что Джолион сумеет понять желания Ирэн, ведь он художник. Я поняла, чем мне так нравится этот персонаж – в нем есть сила, чтобы пойти против мнения общества, родственников, чтобы быть счастливым. Я не оправдываю его проступки, просто такие герои мне симпатичны.
Уинифрид и Дарти. В этой части Уинифрид показала себя как вполне приятная, разумная женщина, не лишенная при этом чувств. Дарти же был мне неприятен. Меня удивило то, что герои так и остались вместе. Возвращение Дарти было ожидаемым, но я думала, что Сомс все-таки найдет способ устроить развод сестры. Вообще вся ситуация с их разводом осталась мне непонятной. Почему бы им сразу не обвинить Дарти в измене и краже жемчуга? Зачем нужно было восстановление супружеских прав? Только ради спасения репутации семьи?
Вэл и Холли. На первый взгляд Вэл произвел на меня неприятное впечатление. Но все же я думаю, что с Холли он честен. Он меняется в ее присутствии и становится лучше, чем он есть на самом деле. Было бы любопытно посмотреть, как дальше будут развиваться отношения этой пары, особенно учитывая их происхождение.
Вообще эта часть саги мне показалась очень символичной. Внешние события идентичны событиям в семье (война с бурами/развод Сомса с Ирэн; смерть королевы и смена века/смерть Джемса и новое поколение Форсайтов). Счастливые события сменяются событиями грустными (Джолион общается с Ирэн и получает телеграмму об уходе сына на фронт; развитие их отношений прерывается сообщением о смерти Джолли; рождение Флер и одновременно смерть Джемса). И не менее любопытно и символично то, что долгожданный наследник родился именно у Джолиона, а не Сомса. Что это? Возмещение утраты Джолиона? Издевательство над праведной жизнью Сомса? Или жить нужно было иначе?..
P.S. Мне очень нравятся главы о жизни в Робин-Хилле. Воистину магически притягательный дом.

Интерлюдия. Пробуждение Все-таки есть что-то особенное в этих маленьких рассказах, именуемых интерлюдиями. Особое настроение, особая атмосфера… Так и тут.
На первый план выходит юный Джон. У мальчика богатая фантазия. Его захватывает чтение, он мгновенно представляет себя героем событий, описываемых в книге, и превращает окружающий его мир в сказку.
Но больше всего на свете он любит свою мать. В этой интерлюдии Ирэн предстает перед нами в новом образе. Она уже не только далекая, эфемерная красавица Ирэн, роковая женщина, оставившая след в жизни многих людей. Теперь это любящая жена и мать. Сын для нее – все. Мы видим, как она заботится о нем, жалеет его, утешает. Трогательное зрелище – нежная любовь сына к матери, его привязанность к ней.
P.S. Игры Джона очень напомнили мне сюжет одного из рассказов Брэдбери.

Сдается внаем Данная часть романа повествует историю вторых Ромео и Джульетты – дочери Сомса Флер и сына Ирэн Джона.
Честно сказать, молодые герои не вызвали у меня особенной симпатии. Флер – девушка, безусловно, очаровательная. Она жизнерадостна, активна, полна энтузиазма, всегда добивается своего. Но мне не понравилась ее чрезмерное упорство и капризы. Она была избалована, и ее мало волновали чувства других людей. Джон же был слишком мягким, нежным юношей. Творческая личность, мечтательный поэт, совершенно не приспособленный к жизни. Маменькин сынок, увы.
Я не верила в их роман. Да, была влюбленность, может быть, даже и любовь. Тем более это было первое чувство у обоих. Но они были так молоды, так неопытны. Они жаждали вступить в брак, толком и не зная друг друга. К тому же, на мой взгляд, у Флер к искреннему чувству примешивалось и желание обладать запретным. Она была капризной девочкой, которой родители не купили желаемую игрушку. Она бы подавила Джона своей личностью, вступив они все-таки в брак. Так что я рада, что они в итоге расстались.
Большое внимание в этой части уделяются старой вражде между родителями молодых. Я считаю, что самым лучшим выходом здесь было бы просто сказать правду обоим сразу же. Потому что ничего не привлекает сильнее, чем тайна. К тому же, история, рассказанная непосредственными ее участниками, и история, пересказанная и исковерканная другими, - это разные вещи.
Поступки родителей я судить не буду. Скажу лишь, что, по-моему, всего тут было слишком. Слишком упорное желание Флер выйти замуж, слишком сильная вражда между родителями, гиперболизированная история в письме Джолиона (хотя его видение ситуации мне близко). Не могу сказать, как правильно объяснить слова Ирэн «Не думай обо мне, думай о себе». Я верю, что здесь было искреннее чувство матери, желание, чтобы он был счастлив. Но в то же время эти слова очень удобны для манипуляций, тем более, таким мальчиком, как Джон.
Трогательно отношение Сомса к своей дочери. Вот тут я верю, что он ее любит и готов ради на что угодно, даже поступиться совей гордостью и чувствами. Но вот ее отношение к отцу меня немного удивило. На мой взгляд, все эти ее «милый», «дорогой мой» - это слишком дерзко.
Отношения же Джона и Ирэн меня откровенно напрягали. Если в Интерлюдии это умиляло, то тут уже нет. Такая сильная любовь страшна. Мужчина должен быть сильным, опорой в семье, а не зависеть от своей матери.
Меня просто очаровала пара Вэл-Холли. Я рада, что Вэл все-таки не пошел по стопам отца (кроме разве что любви к лошадям, но это даже полезно). Холли – прелестная женщина (казалось бы, типичная положительная героиня, которая обычно вызывает раздражение, ан нет). Меня немного удивило их сознательное нежелание заводить детей из-за их родства.
Любопытны новые герои. Майкл Монт мне понравился. Казалось бы, несерьезный, взбалмошный, дерзкий, но есть что-то в нем очень располагающее. Я думаю, он больше подходит Флер – и по характеру, и по возрасту. Проспер Профон же симпатии у меня не вызвал, но он кажется мне довольно любопытным. Эдакий все испробовавший, но ни на чем не остановившийся герой. (Интересно, он преследовал какую-либо цель, рассказывая Флер правду?)
Мои опасения насчет брака Сомса и Аннет оправдались. Вполне логично, при их-то разнице в возрасте, что она ему изменяла. Вообще, я думаю, что относись к выбору спутницы иначе, Сомс был бы счастливее. Ему нужна была женщина, может, менее симпатичная, но более домашняя, готовая к уступкам в браке.
Мне было жаль немного Джун. По сути, в молодости она была копией Флер. Но неудачный роман подкосил ее. Что ж хорошего в помощи "несчастненьким", которые пользуются ее финансами, но не чувствуют благодарности? Не такая судьба должна была быть у нее.
Вообще от этой части веет каким-то упадком, концом всего – эпохи, семьи, нравственности. Умер Тимоти, последний из старых представителей семьи, и старая жизнь закончилась. Посмотрим, что будет дальше.


Белая обезьяна Новое время, новые герои, новое настроение… Жизнь меняется, нравы, соответственно, тоже. Вся часть пронизана настроением…нет, не упадка, но потери чего-то существенного, важного, ценного. Для героев не существует прежних идеалов, прежних ценностей. Они живут современностью, в которой есть свои плюсы и свои минусы.
На первый план выходит, конечно же, Флер. На мой взгляд, она является обновленной, усовершенствованной (впрочем, это условно) версией своих родственников. Она похожа на своего отца, собственника Сомса, но она коллекционирует не картины, а людей. Она напоминает мне Джун, но ее окружают далеко не «несчастненькие» люди, а блестящие, талантливые личности.
Если в прошлой части романа лишь некоторые черты ее характера вызывали у меня неприязнь, то в этой части вся ее натура вызывала у меня сильное раздражение. Мне не нравится ее отношение к жизни в целом и к окружающим ее, любящим ее людям. Но об этом чуть позже.
Ее муж Майкл, напротив, совершенно меня очаровал. Невероятно обаятельный персонаж. Больше всего в нем меня трогало его отношение к жене. Это была не просто любовь. Он всячески старался сделать Флер приятное, он старался не надоедать ей, был чутким, понимающим. Меня поразило то, как он пытался лишний раз не показать жене свое чувство, чтобы не вызвать ее неудовольствия. В общем, видя, как Флер к нему относится, мне было его очень жаль.
Вполне понятным было чувство Уилфрида к ней. Не знаю, как бы я отнеслась к возможной измене Флер. Здесь меня задел следующий момент: отношение Флер вообще к подобной ситуации. Я могу понять еще ее желание оставить Уилфрида при себе (как же, коллекционерские замашки). Но ее рассуждения о современности ситуации меня возмущали. Она много времени ходила к нему домой, ходила по тонкому льду, как-то умудряясь балансировать на грани. И при этом она рассуждала: «я не люблю ни мужа, ни Уилфрида. Но насколько современнее было бы, если бы у нас что-то случилось, а потом мы бы, каждый у себя, вспоминали об этом и переживали это чувство». Вот такой мотивации измены я никогда не пойму. Разве можно в отношениях полагаться на «современно/не современно»? Видать, особенности времени.
Удивительно, но Сомс перестал меня раздражать. Наоборот, когда исчезло «яблоко раздора» - красавица Ирэн – он стал вызывать светлые чувства. Единственное, я не совсем поняла, для чего нужна была деловая вставка романа. По моему мнению, Сага – это больше роман о чувствах, о семье, нежели роман о финансовой, деловой части города. Хотя, конечно, главы, посвященные ОГС, хорошо иллюстрируют характер Сомса.
Симпатична мне была пара Бикетов. Очень трогательными были их отношения, желание сделать все для спасения близкого, даже поступиться своими принципами.
Из всех многочисленных новых персонажей – «экспонатов» коллекции Флер – больше всего симпатии вызвал Обри Грин. Сложно сказать, почему, наверное, своей сдержанностью и порядочностью.
В общем, новая часть романа интересна, но, на мой взгляд, она утратила очарование предыдущих. Возможно, виной тому пресловутая «белая обезьяна» - символ времени.

Интерлюдия. Идиллия Пожалуй, это первая интерлюдия, которая меня не впечатлила. Нет уже того очарования природы, концентрации чувств… Впрочем, любопытно было посмотреть на Джона, что с ним стало. Поглядим, что будет дальше.

Серебряная ложка Не самое приятное впечатления оставляет эта часть романа. Какой-то упадок, «начало конца» - как и в общественной жизни, так и в личной.
Основная тема этой части романа – судебный процесс между Флер и Марджори Феррар. На мой взгляд, по большей части весь этот конфликт был надуманным. Я не оправдываю его участниц: нехорошо оскорблять хозяйку дома, в который ты приглашена; нехорошо писать знакомым письма, порочащие другого знакомого. Но столько всего произошло! Сейчас, наверное, сложно уже представить такую реакцию. Да и, по сути, ничем хорошим это не закончилось. Нет удовольствия от победы, завоеванной таким путем!
Вообще, хочется отметить, что через этот конфликт мы увидели огромную разницу между миром Флер и миром Сомса. Если для последнего малейшее слово, сказанное против его дочери, является личным оскорблением, то для Флер – это привычное дело. Это ее мир, в котором в глаза говорят одно, а за глаза – диаметрально противоположное.
Политическая линия меня тоже не впечатлила. Мне нравится Майкл, но политика – это однозначно не его. Он слишком идеалистичный, слишком мечтательный, он верит в лучшее. Жестокий и циничный мир политических интриг никогда не примет его. Да и весь этот фоггартизм не вызывает у меня особенной веры. К тому же, меня немного покоробил тот факт, что это была чужая затея. Да, к концу романа Майкл полностью убедился в своей вере, но изначально он сам не сознавал своих убеждений. Блайт ему их подсказал. Такое чувство, что Майклу вообще не особенно нужна была эта карьера, а занялся ею он лишь потому, что так надо, это модно, современно и т.д. в духе Флер, да и времени вообще.
Меня поразил Сомс. Его поступок был приятно неожиданным. Конечно, он поступил опрометчиво (по сути, из-за него разгорелась вся драма), но я все же им восхищаюсь. Вечно сдержанный, он пошел на конфликт ради дочери! Да и его согласие отправиться в кругосветное путешествие тоже вызывает одобрение. На фоне всего этого поведение Флер и ее отношению к отцу выглядит особенно отталкивающим.
Новый персонаж – Френсис Уилмот – чем-то напоминает Джона несколько лет назад. Такая же чистота, наивность, вера в идеалы. Хорошо, что он пережил свое чувство к Марджори.
Посмотрим, чем все это обернется.

Интерлюдия. Встречи Снова привычный стиль интерлюдий, снова очарование окружающей природы. И, конечно же, начало интриги, которую мы увидим в Лебединой песне, - встреча с Джоном, его женой и матерью.

Лебединая песня Последняя часть Саги посвящена разрешению конфликта, который мы наблюдали в «Сдается внаем».
Здесь на первый план снова выходят Флер и Джон. Но это уже не те наивные дети, оба они изменились. Здесь мне стал симпатичен Джон. Он не потерял своих поэтических чувств, он по-прежнему тонко чувствует природу, но теперь от него веет каким-то спокойствием, стабильностью, уравновешенностью. Флер же – современная женщина, со всеми ее достоинствами и недостатками. Интересы ее слегка поменялись, но жажда обладать и упорство по-прежнему при ней.
С одной стороны, я думаю, что то, что произошло между Флер и Джоном было вполне логичным следствием их юной страсти, к тому же, неудовлетворенной страсти. С другой стороны, мы увидели, что ничего хорошего из этого не вышло, как и можно было предполагать. Здесь замешаны двое, но мне почему-то жаль Джона. Ведь Флер четко знала, чего она хочет, она преследовала молодого человека, он же пытался отгородиться от этого преступного чувства.
Самые грустные и тяжелые страницы – это, безусловно, страницы с описанием смерти Сомса. Нет смысла говорить о них, все и так понятно. Меня поразило, насколько точно привел автор в послесловии цитату о том, что нас убивает то, что мы любим больше всего. Это как раз тот случай. Еще мне показалось символичным, что Флер, как когда-то и Джон, пообещала умирающему отцу покончить с прошлым (хотя у Флер, разумеется, была более важная причина это сделать).
Единственно, что меня смутило, - неужели Майкл разлюбил жену (была в последней главе фраза, что у него осталось только сочувствие). Или я не правильно все поняла?
Так и закончилась со смертью Сомса прежняя эпоха, и новое время окончательно вступило в свои права.

@темы: литература